Ситуация, при которой отопительный котел системы отопления частного дома работает с максимальной отдачей, а в помещениях особого тепла не чувствуется даже при относительно теплой погоде за окном может возникнуть из-за нескольких причин, например, из-за образования воздушной пробки в системе, плотно закупорившей доступ теплоносителя в радиатор отопления.
Решить эту проблему можно только одним способом – развоздушить систему отопления, стравив скопившийся воздух из системы.
Завоздушивание системы – в чем причина?
Как показывает опыт – правильный поиск причины такого явления всегда приводит к выявлению первопричины возникновения самого явления и позволяет в дальнейшем попросту устранять причины, а не последствия.
Завоздушенная система отопления частного дома, независимо от того к какой системе отопления относится к открытой или закрытой имеет несколько групп причин возникновения того явления:
- технологические;
- конструктивные;
- механические.
К технологическим причинам возникновения в приборах системы отопления дома воздушных пробок нужно отнести:
- неправильно проведенные регламентные работы по заливу теплоносителя в систему;
- неверная эксплуатация отопительного оборудования;
- использование в качестве теплоносителя неподготовленной воды или некачественного антифриза.
Чаще всего поспешное заполнение объема системы теплоносителем и приводит к образованию воздушных прослоек в радиаторах и трубопроводах системы. Авральное, лавинообразное заполнение приводит к заполнению водой основных объемов в быстром темпе, когда вода не может вытеснить воздух, а наоборот закупоривает его в полостях системы. Кроме того, заполнение объема системы, без последующего стравливания воздуха при пробной топке только усиливает эффект.
Под неверной эксплуатацией системы отопления следует подразумевать нерегулярность проведения топок, достижения теплоносителем максимальной температуры, с последующим сбросом части теплоносителя в расширительный бак и далее за пределы объема системы. При таком режиме, когда достижение максимальной температуры, при которой вода «закипает» в котле и в расширительный бак выходит не только теплоноситель, но и водяной пар, после остывания при понижении уровня воды образуется воздушная прослойка, затягиваемая в систему во время последующего нагнетания температуры.
Неподготовленная водопроводная вода, попросту говоря, не отстоявшаяся и не выпустившая весь содержащейся в ней воздух в процессе нагревания и циркуляции по трубопроводам образует пузырьки воздуха, скапливающиеся в верхних точках радиаторов и трубопроводов. Такие пробки не дают возможности системе «продавить» горячую воду существенно уменьшая кольцо циркуляции теплоносителя.
К конструктивным причинам относятся причины, связанные с неправильным проектированием и сборкой всей системы во время строительства:
- неправильно рассчитанные углы наклона трубопроводов;
- ошибки в проектировании системы;
- отсутствие автоматических воздухоотводчиков и кранов Маевского на каждом радиаторе отопления;
- отсутствие в высших точках (как правило, это случается при монтаже системы отопления закрытого типа) кранов для стравливания воздуха.
К механическим относятся причины, ставшие следствием повреждения целостности системы – трещины, разгерметизация резьбовых соединений, неплотное закрытие кранов, в общем причины, при которых воздух будет постоянно поступать в систему.
Что означает завоздушивание рабочей системы отопления?
Для нормального, отвечающего всем установленным правилам и стандартам функционирования систем отопления дома наличие воздушных пробок в объеме системы имеет негативные последствия сразу в нескольких моментах:
- нестабильной работе системе отопления здания и как следствие уменьшения обогрева помещений;
- детонационным явлениям в системе трубопроводов и радиаторов, что приводит к ослаблению и разгерметизации резьбовых и сварных соединений, повреждению внутренних поверхностей кранов, переходников, котла;
- отсутствие естественного движения теплоносителя приводит к постепенному падению температуры в радиаторах отопления, их охлаждению и может привести к замораживанию теплоносителя и разрыву металлических и чугунных элементов;
- значительному уменьшению цикла циркуляции теплоносителя, при повышенном расходе топлива;
- повышенная температура ограниченного объема теплоносителя провоцирует процессы отложения солей и накипи на внутренних поверхностях котла, труб, регистров и радиаторов, и блокированию сливных отверстий, кранов и автоматических воздухоотводчиков;
- ну, и конечно, коррозия металла, резко уменьшающая срок службы системы.
Что нужно делать, если в систему попал воздух?
Определить самостоятельно попал воздух в систему или нет довольно просто по одному или сразу нескольким признакам:
- при работающем котле отопления тепло ощущается не во всех точках системы, холодные некоторые радиаторы, полотенцесушитель в ванной;
- на завоздушенность системы указывает также наличие неестественных звуков издающихся из системы;
- резкое повышение температуры теплоносителя, без увеличения подачи топлива в котел.
Наличие одного или нескольких этих признаков будет говорить о наличие в системе отопления дома одной или нескольких воздушных пробок. Исправить положение в таком случае можно только радикальным способом – выгнать скопившийся воздух.
Для новых, сконструированных по новым технологиям, с применением новых материалов систем отопления решить эту проблему довольно просто, ведь учитывая опыт предыдущих лет, производители заранее комплектуют радиаторы системой вентилей не только для удобства монтажа, но и для стравливания скопившегося воздуха.
В таком случае достаточно подстелив небольшую тряпку и подставив емкость для слива воды просто открыть кран и выгнать воздух из батареи. В системах закрытого типа, в которых устанавливается двухконтурный котел отопления, и циркуляция теплоносителя осуществляется благодаря наличию нагнетающего насоса в обязательном порядке все радиаторы оборудуются кранами Маевского.
Такое небольшое устройство в верхней части батареи позволяет самостоятельно осуществить сброс воздуха из батареи, обеспечив заполнение всего внутреннего объема теплоносителем.
Для систем отопления с большим объемом теплоносителя и мощной энергетической установкой котла кроме кранов Маевского и простых сливных кранов рекомендуется еще на этапе проектирования установка автоматических систем выпуска воздуха, осуществляющих самостоятельное развоздушивание системы.
Для отопления частного дома, с относительно небольшим объемом теплоносителя после развоздушивания характерно падение внутреннего давления теплоносителя для закрытой системы и уменьшение уровня жидкости для открытой. Приведение в норму этих показателей рекомендуется провести незамедлительно, ведь двухконтурный котел отопления может работать только при соблюдении всех параметров, в том числе и рабочего давления. А вот для обычного котла с естественной циркуляцией теплоносителя нужно восполнить недостающий объем, чтобы завоздушивание не повторилось вновь.
Как избежать завоздушивания?
При самостоятельном обслуживании системы отопления в межсезонье во избежание попадания воздуха в радиаторы и трубопроводы рекомендуется:
- во-первых – ни в коем случае не спускать без надобности воду с системы;
- во-вторых – когда все-таки придется спустить теплоноситель, рекомендуется оснастить все радиаторы кранами Маевского или даже простыми вентилями или шаровыми кранами, такое усовершенствование позволит оперативно выгонять воздух уже при пробной топке;
- в-третьих, соблюдать все требования и очередность работ при заполнении системы водой.
Правильное заполнение объема систем отопления теплоносителем позволит избежать больших проблем во время дальнейшей эксплуатации. Для системы открытого типа, когда заливка теплоносителя проводится через расширительный бачок, это действие проводится медленно, чтобы вода плавно заполнила все пустоты.
Специалисты кроме такого способа рекомендуют метод заполнения с использованием насоса. Суть этого метода заключается в заполнении объема через спускное отверстие, образно говоря «снизу вверх», такой вариант позволяет естественным путем постепенно вытеснить воздух из образовавшихся пустот.
Для системы закрытого типа рекомендуется проводить заполнение постепенно через клапан подкачки котла, когда вода из водопровода под давлением поступает в объем теплообменника отопления. Но при этом, при достижении нужного показателя давления и закрытии клапана, в обязательном порядке нужно выгнать воздух из всех радиаторов, после чего снова провести заполнение водой недостающего уровня давления.